Зачем проводить техническое обслуживание котлов

9 июня 2015 г.


Большинство заводов-изготовителей газовых отопительных котлов требуют ежегодного проведения их технического обслуживания (ТО).  Стандарт ГПО «Белтопгаз» СТП 03.13-2011 устанавливает порядок ТО всего газоиспользующего оборудования, в том числи и газовых котлов.

Некоторые пользователи недоумевают и задают вопросы:
Нужно ли ежегодно проводить техническое обслуживание котла?
Что случится, если это обслуживание не проводить?


При этом зачастую приводится «аргументация»: раньше такая работа не проводилась, и ничего страшного не происходило; или – «я провел, а сосед не проводил и, в результате, он сэкономил на оплате стоимости этих услуг».

Газовый котел, особенно настенный двухконтурный котел с закрытой камерой сгорания – это достаточно сложный прибор, состоящий из многих узлов и деталей, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Малейшая неисправность любой из составляющих котла неминуемо приведет к его автоматическому отключению со всеми вытекающими последствиями.

Главная цель ТО – упредить возможные неполадки котла и свести к минимуму случаи его остановки в отопительный период, обеспечить его безопасную и высокоэффективную работу. Поэтому все работы по техническому обслуживанию выполняются после завершения отопительного периода в рамках подготовки к новому отопительному периоду.

Любое ТО начинается с внимательного внешнего осмотра котла в целом и отдельных его элементов с целью выявления возможных повреждений или  их признаков. Практика показывает, что внешний осмотр позволяет обнаружить ряд признаков потенциальных отказов в работе (микротрещины, незначительные утечки жидкости и газа через неплотности в соединениях, наличие пыли и воды в кожухе вентилятора, трубах для подачи воздуха в камеру сгорания и многое другое). Все это естественно накапливается за год работы прибора со дня его предшествующего технического обслуживания.

В процессе ТО производится чистка многих узлов, подвергающихся в процессе работы активному воздействию пыли, влаги, высоких температур, давления и др. Казалось бы, такая простая работа, как проверка и, в случае необходимости, зачистка контактов подсоединений электрических проводов и элементов, но она позволяет предотвратить неполадки в работе системы электроники. Удаление накопившейся влаги в силиконовых трубках датчика работы вентилятора, в кожухе вентилятора снимет угрозу остановки котла по причине отключения вентилятора.

За год эксплуатации на поверхностях теплообмена (на медных пластинах) появляется тонкий слой загрязнения. А загрязнение – главный враг эффективности. Даже такое незначительное загрязнение, как слой пыли толщиной 0,2 мм, уменьшает сечение для прохода дымовых газов на 20 - 27% и соответственно отрицательно сказывается на КПД котла и приводит к избыточному потреблению газа. Проводимая при техническом обслуживании механическая очистка наружных поверхностей теплообменников улучшает проводимость тепла через стенки теплообменника, что положительно сказывается на эффективности работы котла в целом.

И таких примеров, основанных на реальной практике проведения ТО, можно привести много. 

Особую важность в работе котлов, как и любого газового оборудования, представляет безопасность. Безопасную работу обеспечивает установленная на котле автоматика. В процессе технического обслуживания в обязательном порядке проверяется работа автоматики по всем без исключения параметрам. В случае необходимости, а такая необходимость возникает нередко, выполняются все работы по настройке работы автоматики безопасности котла в установленных режимах. После проведения ТО в полном объеме можно быть уверенным, что котел не допустит «хлопков» при его розжиге, автоматически включится в работу при восстановлении энергоснабжения после временного его прекращения, не произойдет блокировка циркуляционного насоса. В процессе работы система безопасности не допустит увеличения давления воды в системе отопления более 3,0 бар и выполнит все другие функции по обеспечению безопасности работы котла.

Весьма существенным является проверка работы автоматики регулирования и настройка ее работы в нужном для эффективной работы котла режиме. Только при правильно отрегулированной автоматике котел будет работать с максимальной эффективностью. В ходе ТО специалист, выполняющий эту работу, увидит, пришла ли пора проводить промывку теплообменника и, в случае необходимости, сможет провести ее. А делать это периодически совершенно необходимо. Несвоевременная промывка теплообменников приводит к отложению накипи на внутренних его поверхностях. Известно, что слой накипи только в 1 мм снижает эффективность работы котла на 10%. 

Если проводить техническое обслуживание в полном объеме, а это должно быть только так, то эта процедура займет в среднем 40 минут. Избегайте людей и организаций, которые предложат выполнить ТО за более короткое время – это суррогат ТО. С Вас возьмут какую-то оплату, проведут какую-то работу, которая к настоящему техническому обслуживанию не имеет никакого отношения. Это будут, что называется, выброшенные деньги.
Очень важно, чтобы эту работу проводили квалифицированные специалисты. Наиболее правильно, если техническое обслуживание будет проводить авторизованная сервисная служба поставщика. Сегодня в Беларуси  эксплуатируется более 30 видов котлов различных марок и производителей. Любая служба, которая пытается обслуживать много типов котлов, и, тем более, все, находящиеся в эксплуатации, не сможет обеспечить такое качество работ, как авторизованная служба поставщика, имеющая дело с одним или с небольшим количеством типов приборов. Работники таких служб в совершенстве знают свое оборудование, имеют все необходимые запасные части, инструментарий, и выполнят все работы своевременно и при высоком качестве.

Остается добавить, что котлы Rihters обслуживают авторизованные сервисные службы, которые укомплектованы высококвалифицированными специалистами по обслуживанию бытового газового оборудования с 15-летним и более стажем работы в этой сфере.